ЭКОНОМИКА И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

 С точки зрения здравого смысла не понятно, почему страны, обладающие огромными природными ресурсами, мощными производственными способностями, обширным человеческим созидательным потенциалом, оказались в экономическом тупике, почему останавливается работа предприятий, и увольняются работники при наличии реального спроса на продукцию.

 Нобелевский лауреат в области экономики Милтон Фридмен пришел к однозначному выводу, что грамотно проводимая денежная политика является определяющим фактором для развития экономики. И если экономика страны не развивается эффективно, то причину надо искать в ошибочной денежной политике, или - в неэффективности действующей финансовой системы.

 Наступивший кризис как раз демонстрирует, что современные возможности реальной экономики вышли за рамки способности существующей денежной системы по ее регулированию. Результатом действия современной финансовой системы явилось нарушение баланса между спросом и предложением и еще не создано новых денежных рычагов в экономике, чтобы этот баланс восстановить.

 Если система дает регулярные и все усугубляющиеся по своим масштабам сбои, значит внутри механизма заложены серьезные просчеты. И здесь дело не только в финансово-экономическом секторе, но также и в политической системе организации общества. Очевидно, что современная государственная система, допускающая развитие опасных для общества кризисных ситуаций, является не достаточно эффективной и имеет существенные изъяны в своей организационной структуре.

 Не следует также забывать и о динамичности процесса – экономика развивается подобно растущему живому организму. И по мере развития всегда наступает такой период, когда существующие правила, которые при прежних условиях создавали необходимые стимулы для развития экономики, превращаются в тормоз, приводящий к упадку. И если политическая система общества настроена грамотно, то она в первую очередь должна реагировать на подобные «клинические» изменения в экономической области.

 В России в предкризисные годы шел процесс наращивания профицита бюджета (до 3,8 трлн. рублей). И эти деньги не пошли на модернизацию экономики, примерно 2/3 были вложены в «ценные бумаги» западных стран, то есть – они вывозились за пределы страны. В результате кризиса, все эти «ценные бумаги» могут обесцениться в течение нескольких недель. А ведь бюджетный профицит возникает вследствие чрезмерных налоговых нагрузок на реальный бизнес и население.

 Если посмотреть бухгалтерию любого коммерческого предприятия, то мы увидим, что на налоги уходит более 40% от прибыли. Таким образом, с одной стороны – сокращается фонд оплаты труда, то есть снижается покупательская способность населения. С другой стороны – уменьшается конкурентная способность продукции, то есть стимулируется не выпуск собственной национальной продукции, а закупка товаров за рубежом. Такие экономические условия вынужденно толкают представителей бизнеса на зарабатывание денег с помощью посреднических услуг типа «купи-продай».

 Политика центрального банка по искусственному укреплению курса рубля, когда официальная инфляция национальной валюты в 4-5 раз превышает уровень инфляции в западных странах, стимулирует вывозить заработанные деньги за пределы страны (см. журнал «Деньги» №6 от 16.02.2009г., Н.Петраков, http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1113254). Российская экономика похожа на больного человека, которому доктора (финансисты) постоянно пускают кровь и при этом говорят – «подожди, скоро тебе станет легче». А ему от потери крови уже так «легко», что нет сил двигаться.

 В условиях кризиса высоколобое руководство Международного Валютного Фонда (МВФ) всем странам, попавшим в финансовый тупик, дает одни и те же рекомендации: увеличивать налоги и сокращать социальные программы. И только при условии выполнения этих рекомендаций МВФ обещает оказывать финансовую кредитную поддержку. Чем чревато выполнение подобных рекомендаций в кризисное время, мы уже убедились на примере Греции и Киргизии, где это привело к социальным потрясениям, массовым акциям протеста и требованиям отставки правительства.

 Вообще, без постоянного увеличения уровня социальных гарантий, развитие экономики для общества со временем теряет смысл. В конструктивно развивающейся финансово-экономической системе между ростом налогов и ростом социальных гарантий должна быть прямая зависимость. Только при таких условиях развитие технического прогресса (автоматизация производства) не будет приводить к искусственному (финансовому) эффекту перепроизводства продукции, не обеспеченного соответствующим ростом уровня платежеспособного спроса.

 Правительство Китая, поняв, что МВФ действует исключительно в своекорыстных интересах его руководства, планомерно игнорирует рекомендации МВФ и поступает с точностью до - наоборот. Логика действий китайского правительства проста и очевидна. При сокращении зарубежного спроса на продукцию, приводящего к снижению экспорта, необходимо создавать условия для роста потребления внутри страны. Это осуществляется с помощью понижения налогов при стартовом развитии, повышения доходов низкооплачиваемых слоев населения, а также широкомасштабных инвестиционных вливаний в промышленные и сельскохозяйственные регионы.

 При увеличении инвестиций в развитие производства, созданных эмиссионными инструментами (печатным денежным станком), роста инфляции не происходит, а происходит рост товарной массы в реальном и номинальном (денежном) исчислении, превышающем денежную массу инвестиционного капитала, как минимум - на 15-20%, что и является самым лучшим средством от инфляции.

 В результате осуществления широкомасштабных антикризисных мероприятий, во втором квартале 2009 года в Китае зафиксирован прирост ВВП более 7% по сравнению с этим же периодом 2008 года. В России в это же время темп снижения ВВП составил 11%.

 Центральный Банк России (ЦБ) во время массового оттока западного капитала из страны (вызванного кризисом американской финансовой системы), увеличивал кредитную ставку, тогда как западные центральные банки поступали совершенно иначе. ЦБ даже не были предприняты никакие значительные меры по спасению коммерческих банков. Спасением банковской системы и стратегических предприятий занималось Российское Правительство, расходуя средства национального резерва. ЦБ в это время тратил Золотовалютный Резерв (ЗВР) только на поддержание курса рубля, чем он и до кризиса занимался.

 Почему же ЦБ в кризисное время повел себя таким неподобающим образом и почему правительство не смогло на него повлиять? Ответ очевиден, в результате реформ 90-х годов, которые выполнялись по рекомендациям МВФ, был создан Центральный Банк независимый от Правительства России, но зависимый от МВФ. Золотовалютные резервы ЦБ хранятся в МВФ, причем основная их масса переведена в государственные «ценные бумаги» США (которым ведущие экономические аналитики предрекают неминуемый дефолт в обозримом будущем), и российское правительство фактически не имеет к ним доступа. Мало того, согласно действующему законодательству, ЦБ даже не имеет право кредитовать Правительство России, в отличие от Федеральной Резервной Системы США (см. статью 22 Закона о Центральном Банке РФ). И соответственно, подобный механизм ввода денег в российскую экономику отсутствует.

 ЦБ также не занимается кредитованием коммерческих банков (в отличие от ФРС), в результате чего, коммерческие банки вынуждены кредитоваться у западных банков, попадая к ним в долговую зависимость, чреватую (в кризисное время) переходом КБ в собственность к иностранным банкам. ЦБ, соответственно, не участвует и в инвестировании (кредитовании) российской промышленности.

 По закону, ЦБ занимается поддержанием постоянного курса рубля по отношению к доллару. Эмиссия рублей, производимая ЦБ, жестко привязана к объемам закупки (тем же ЦБ) иностранной валюты через валютную биржу. По существу, российская финансовая система является лишь региональным отделением ФРС и целиком и полностью от нее зависит (см. http://malchish.org/index.php?option=com_content&task=view&id=308&Itemid=31 “Является ли финансовая система России суверенной?»).

 При такой системе масштабное развитие национальной промышленности в России невозможно, так как нужды отечественной экономики (в денежной массе) полностью зависят от экспорта. Сколько продали нефти — столько и денег в экономике. Казалось бы, что даже при такой - неблагоприятной для развития внутреннего рынка финансовой системе, мы могли бы закупать западные современные средства производства и технологии. Но, во первых — нашему правительству МВФ не позволит тратить на эти нужды золотовалютный резерв. А во вторых — в этом все равно нет перспективного смысла для основной части населения России потому, что под рост ВВП (произведенного на импортном оборудовании) не будет создана соответствующая рублевая денежная масса, денег не будет хватать для внутреннего оборота, и реализовать продукцию на внутреннем рынке не получится.

 Ее теоретически можно будет продавать, в основном, только на экспорт, благо, что там нет таких (специфически российских) ограничений на денежную эмиссию. Но на западном рынке и своих производителей больше, чем достаточно. У них и так уже кризис перепроизводства, искусственно созданный морально устаревшей финансовой системой.

 Сейчас в прессе активно муссируется государственный проект по созданию и внедрению инновационных технологий, и под этот проект пытаются привлечь зарубежных инвесторов. Но при сложившихся пагубных обстоятельствах на мировом рынке, привлечение значительных инвестиций маловероятно. Весь парадокс в том, что если даже технологические инновации будут созданы, они все равно будут ориентированы на экспорт. Так уж устроен бизнес, продукция уходит туда, где есть платежеспособный спрос. На этом заработает некая коммерческая структура, а неплатежеспособному российскому населению от подобных проектов будет ни холодно, ни жарко.

 Потребители России не в состоянии покупать уже произведенную новую импортную продукцию, в соответствующих объемах, по причине низких доходов. В результате экспорта сырья, долларов в экономику поступает «слишком много», синхронно с долларовыми поступлениями происходит и рублевая эмиссия, не подкрепленная ростом ВВП - внутренней товарной массы (так как отсутствуют инвестиции в промышленность). Но для закупки соответствующих объемов импортной продукции, в стране не достает необходимого платежеспособного спроса. Это и является основной причиной инфляции. То есть — на лицо ситуация абсурда: деньги в государстве есть, товары тоже есть, а спроса нет потому, что население бедное.

 Уровень доходов российского населения в 5 раз ниже, чем в США. Соответственно, во столько же раз ниже его покупательская способность. Например, по уровню автомобилизации на душу населения Россия отстает от США примерно в 5 раз, что и подтверждает соотношение доходов. Гигантские автомобильные пробки в нескольких российских мегаполисах, конечно не отражают ситуацию по всей стране, они лишь подтверждают неразвитость инфраструктуры государства.

 Проанализировав принцип работы финансовой системы, можно придти к однозначному выводу, что без зарубежных инвестиционных вливаний, ни о каком самостоятельном развитии внутреннего производства и потребления на российском рынке не может быть и речи, то есть в СМИ разговоры конечно ведутся, но практически это осуществить невозможно. И мы вынуждены сидеть на «нефтяной экспортной игле», так как под это законодательно заточена действующая финансовая система.

 Что касается западных инвестиций, то «заграница» нам конечно не поможет. Евросоюз сам находится на гране технического дефолта. Ведущие западные банки не будут вкладываться ни в наши частные активы, ни в государственные облигации. Минфин уже отправил планы привлечения внешних займов в долгий ящик. Частные зарубежные инвесторы бегут с развивающихся рынков, о чем свидетельствует российский фондовый индикатор (см. статью Н.Кричевского «Россия может повторить судьбу Греции», «МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ» 24.05.2010г.)

 В условиях отсутствия масштабных внутренних и/или внешних инвестиций, а также - отсутствия платежеспособного спроса, можно поставить жирный крест на планах развития российского предпринимательства, направленного на рост внутренних производственных мощностей. Как заявил Милтон Фридмен: «Все дело в деньгах».

 Чтобы в этом убедиться, можно достаточно грубо, но наглядно смоделировать ситуацию. Допустим на российском внутреннем рынке построены в масштабном объеме новые дома (в соответствии с реальными потребностями населения) с использованием только отечественных материальных ресурсов. При этом экспорт в стране упал до нуля, то есть прирост западных денежных средств для пополнения ЗВР - отсутствует. В этой ситуации продать дома и получить прибыль на внутреннем рынке не получится, хотя-бы потому, что не будет выпущена и распределена по потребителям, соответствующая денежная масса. Иными словами, рост реального ВВП не будет обеспечен соответствующей денежной эмиссией. Из этого примера видно, что ограничение предпринимательства носит искусственный характер, то есть такие условия работы навязаны финансовым сектором экономики.

 Россия превратилась в колонию (сырьевой придаток) стран с более развитой экономикой. Фактически она является заложником мировой финансовой системы с ядром управления в Федеральном Резерве США. В финансовом плане, США также не являются суверенным государством, так как их правительство лишено права контролировать денежную эмиссию ФРС. США так же, как и Россия являются заложником финансовой системы, точнее частных банков, не имеющих национальной принадлежности.

 Искусственно созданная, финансовая причина мирового экономического кризиса видна невооруженным взглядом. Совершенно очевидно, что кризис невозможно преодолеть без коренной модернизации морально устаревшей и порочной финансовой системы, ориентированной на корыстные интересы ее руководства.

 Основная масса современных инвестиционных денег, распределяемая финансовой системой в виде банковских кредитов, образуется в результате материально не обеспеченной эмиссии. ФРС покупает у правительства долговые обязательства в обмен на новые, только что созданные денежные знаки и у самой ФРС не предусмотрены реальные материальные ценности для обеспечения новых денег, при этом государство автоматически становится должником ФРС, то есть государство попадает в зависимость от решений руководства ФРС. Формально доллары обеспечиваются государственным долгом США, который скоро сравняется с их ВВП, вот только ВВП принадлежит не государству, а частным лицам и представителям реального сектора экономики.

 Современные инвестиции — это только цифры на компьютере (если деньги безналичные) или бумага себестоимостью около 6 центов за одну купюру (в случае печатания наличных денег). Инвестиционные кредитные деньги наполняются реальным товарным содержанием в процессе оборота. То есть банк передает должнику цифры на компьютере (или бумагу), а от должника получает уже деньги, фактически обеспеченные товарной массой (которую должник реализовал) или его личным имуществом и средствами производства. При существующей схеме создания и распределения денежных потоков происходит ни чем не обоснованная и, по сути - неправомерная эксплуатация общества финансовой системой. Подобная схема распределения денег не только аморальна и не правомерна, но она еще (по мере развития) приводит экономику к системному кризису, что сейчас и происходит.

 Глобальный экономический кризис, пришедший к нам из Америки, произошел по причине искусственного перепроизводства продукции (не обеспеченного платежеспособным спросом), а также в следствии перепроизводства кредитных денег в виде долгов. При существующих, искусственно созданных, финансовых условиях между техническим прогрессом и платежеспособным спросом прослеживается обратная зависимость. Рост автоматического оснащения производства приводит к снижению покупательской способности населения. На продолжительном временном интервале рост кредитной (долговой) нагрузки на общество также ведет к падению платежеспособного спроса, последующему сокращению производства и занятости.

 В результате в экономике складывается парадоксальная ситуация, имея все необходимые реальные промышленные ресурсы для удовлетворения жизненных потребностей населения, реализовать их практически невозможно, исключительно по искусственно созданным - финансовым причинам. Вместо того, чтобы давать абсурдные рекомендации по сокращению социальных гарантий и росту налоговой нагрузки на общество в кризисное время, МВФ и Мировой Банк должны сами получить указания от мирового сообщества по коренной модернизации финансовой системы в интересах граждан. То есть назрела насущная необходимость изменения самого принципа формирования и распределения денежных потоков.

 Принцип обеспечения денежной массы долговыми обязательствами не только порочен с морально-этической точки зрения, но он полностью дискредитировал себя с точки зрения эффективности работы денежной системы. ФРС, как основной поставщик финансов на мировом рынке, попала в прокрустово ложе экономических реальностей. Действующая финансовая система может эффективно работать и способствовать развитию реального (производственного) сектора экономики только при условии постоянного роста рынков сбыта денежной кредитной массы. В США этот рынок давно перенасыщен и дальше его развивать уже не куда. Развитие рынков сбыта инвестиционных денег в других странах приводит к масштабному росту конкуренции по отношению к собственной национальной продукции (как пример — Китай).

 При существующей схеме распределения денежных потоков, со временем неизбежно наступает ситуация, когда кредиты становится не кому предоставлять, и рост производства не обеспечивается синхронным ростом платежеспособного спроса. (см. «Классическая картина развития кризиса»). Но производство новой денежной массы (причем, в возрастающих объемах) невозможно остановить, так как этого требуют государственные гарантии погашения долговых обязательств правительства США, то есть производство новых денег требуется для обслуживания (оплаты) уже существующих долгов. При отсутствии рынка сбыта инвестиционных денег в отрасли реального производства, они перетекают на рынок биржевых игр и спекуляций «ценными бумагами». Экономика деградирует в супер-спекуляцию, где сверхприбыль образуется за счет надувания финансовых пузырей.

 Именно власть финансовой системы над государством и обществом привела к глобальному экономическому кризису. Преодолеть фатальную ситуацию можно только одним способом, вывести из под контроля финансистов первоначальный источник движения денег. Предложение должно рождаться от спроса, а не наоборот. Денежная масса, образованная в результате эмиссии, должна обеспечиваться реальным платежеспособным спросом, а не государственными долгами, которые невозможно погасить без новых вливаний пустых денег в экономику. Этот принцип возможно реализовать, если первоначальный импульс для возникновения и движения инвестиционных денежных потоков будет исходить от будущих потребителей продукции — граждан, то есть от тех, кто является смыслом для существования и развития экономики, а не от ростовщической финансовой системы. Банки должны обеспечивать граждан инвестиционной денежной массой по мере потребности, то есть они должны обслуживать общество, а не заниматься его эксплуатацией (см. «Модель нового финансового миропорядка»).

 Развитие технического прогресса со временем неизбежно приводит к масштабному росту объемов производства при одновременном сокращении человеческих трудозатрат. И развитие общественно-экономической формации должно идти в ногу с техническим прогрессом. Внедряя инновационные технологии, производители добиваются роста объемов производства в единицу времени, что (по мере окупаемости) приводит к снижению себестоимости продукции и росту прибыли. Но необходимым условием для увеличения прибыли является соответствующий рост платежеспособного спроса у населения.

 Именно в подобных обстоятельствах разумно применять прогрессивную систему налогообложения. При этом, собираемые дополнительные налоги должны идти на увеличение социальных гарантий общества, в том числе - на создание и рост базовой покупательской способности. Если не обеспечивать население растущей базовой покупательской способностью, то со временем, по мере роста автоматического оснащения производственных процессов, технический прогресс потеряет смысл, так как он будет приводить к феномену искусственного перепроизводства продукции, не обеспеченного платежеспособным спросом.

 При действующей финансовой системе, рост платежеспособного спроса обеспечивается, в основном, кредитными институтами. Как мы уже убедились на примере США, это тупиковый вариант развития, приводящий к перепроизводству долгов с последующим феноменом падения платежеспособного спроса и сокращения производства реальных материальных благ, ведущим экономику к коллапсу.

 Почему же руководители государственных систем не занимаются разработкой и внедрением насущно необходимых финансово-экономических механизмов, направленных на интересы общества? Почему не устраняются причины болезни, а предпринимаются попытки лечить ее последствия? Ведь это то же самое, что ставить компрессы больному человеку, сидящему по пояс в проруби.

 Проблема в том, что государственная исполнительная власть во главе с президентом напрямую зависит от действий МВФ, и не обладает для решительных действий ни необходимыми полномочиями, ни достаточной политической волей. Что касается законодательной власти (депутатский корпус, сенат), то она находится под сильнейшим лобби руководства финансовой системы и принятие законов о ЦБ или ФРС, как в России, так и в США, происходит по одному сценарию — коррупционному (см. книгу В.Мартыненко «Неизвестная политика Банка России»). Тем более, что финансисты, в условиях монопольного права на денежную эмиссию, имеют практически не ограниченные возможности для лоббирования своих корыстных интересов.

 Если люди не желают находиться под эксплуататорским гнетом финансовых структур, необходимо предпринимать конкретные и решительные действия, нацеленные на модернизацию финансовой системы в интересах населения. Так уж сложились реальные обстоятельства, что только гражданское сообщество своими консолидированными усилиями способно переломить фатальную для цивилизации ситуацию и способствовать созданию новых финансово-экономических условий, при которых приоритеты социального развития человечества будут ставиться выше чисто коммерческих интересов отдельных финансовых корпораций.

 Если не модернизировать существующею финансовую систему, то мир дальше будет развиваться по деструктивному сценарию, на подобие фильма Георгия Данелия «Кин-дза-дза!», где ситуация доведена до абсурда, и в гротесковой манере наглядно показано, как бизнес-ориентированная система управления приводит экономику планеты к коллапсу, а общество к моральной деградации и постепенному вымиранию. Жители планеты так и говорят: «скрипач не нужен», ведь он не приносит сиюминутной выгоды и с него нельзя поживиться.

© national-idea1

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz